Компании в регионах:
ОБРАТИМ ВЗГЛЯДЫ НА ВОСТОК


Страны Юго-Восточной Азии сегодня переживают стадию резкого экономического подъема, даже такие, которые в недавнем прошлом считались отсталыми и неперспективными. В чем причины такого «экономического чуда» и возможны ли аналогии с российской действительностью, несмотря на культурные различия? Об этом интервью с доктором экономических наук, профессором Козловым В.Д.

Доктор экономических наук, профессор
Козлов Василий Дорофеевич




     – Василий Дорофеевич, какие восточные страны Вы посетили?

     – После поездки в Японию я почувствовал непреодолимое желание изучить другие регионы Юго-Восточной Азии. Я посетил четыре страны: Таиланд, Камбоджу, Вьетнам и Сингапур. Это позволило выявить какие-то общие принципы, хотя и различия в этих странах тоже очевидны.
    Государства, такие как Камбоджа и Вьетнам, испытали особые исторические переломы. В Камбодже – Пол Пот и его режим, уничтожение двух третей населения. Вьетнам пережил тяжелейшую войну, победил, объединился и тоже переживает сейчас пореформенную ситуацию. С одной стороны, страны бывшего социалистического блока с Советским Союзом и, с другой, абсолютно проамериканский Сингапур и независимый Таиланд, развивающийся весьма самобытно. Эти культуры во многом обязаны господствующей там религии – буддизму.
    Мне хотелось увидеть какую-то общность при всех культурных отличиях. Прежде всего, бросается в глаза общий позитивный настрой, независимо от сословия. Конечно, социальное расслоение заметно, особенно в Камбодже, Вьетнаме и Таиланде. Возможно, этот оптимизм связан с конфессиональным буддизмом, возможно, с благоприятными природными условиями.

     – А почему, на Ваш взгляд, у наших соотечественников нет такого настроя?

     - Думаю, что это следствие комплексов, накопленных не одним поколением. Видимо, сам режим страха и выживания в не совсем праведном соперничестве друг с другом, обилие наших злых радостей, зависти и есть естественный отклик. У нас со времен соцреализма присутствует некий формально-официальный оптимизм, который не всегда совпадает с реальными условиями жизни. Это стало привычкой, маской на лицах наших соотечественников. Отсутствие доверия друг другу, к властным структурам и порождает эту «мрачность» на лицах, которая отличает нас от остального мира. Сегодня все страны пришли к пониманию того, что позитивный настрой является основой развития, дополнительным источником энергии. В этом нет «идиотического» оптимизма. Важно уметь относиться к обстоятельствам, формировать обстоятельства и избегать обстоятельств – эту триаду нужно повторять как можно чаще. Если мы не умеем этого делать, то оказываемся лицом к лицу с мрачной действительностью.

     – Вернемся к Азии.

     - То, что мы называем «пассионарностью», некой особой человеческой энергией, мотивацией на рост, развитие - зримо видна в азиатских странах. У нас же сегодня утеряна мотивация к труду. К сожалению, в современной глобальной экономике мы сегодня не только меньшинство по численности, но и меньшинство по влиянию. В социальной жизни есть некие явления - индикаторы ускорения процессов развития общества. Если ничего не изменяется в жизни, в настроении общества, то и ждать нечего. В этих азиатских странах видны и скорость, и ускорение в обществе. Наши соотечественники, проработавшие, к примеру, в Сингапуре четыре года, поражены изменениями в экономике этого небольшого государства за столь короткое время.
    Когда-то посол Сингапура в России подарил мне книгу «Причины успеха Сингапура». Выпущена она была довольно давно, в 2000 году, и лежала до востребования. Но после японского турне я решил более внимательно изучить этот регион и выписал еще книги о сингапурском чуде, автором которых является первый премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю. Этот человек ушел из жизни не так давно, но оставил след как отец – основатель сингапурского экономического чуда. Небольшой город-государство в Южно-Китайском море (бассейн Индийского океана) получил независимость всего пятьдесят лет тому назад. Это явление особого рода и поражает воображение. Путем принятия множества правильных решений было достигнуто действительно экономическое чудо. В своей библиотеке я открыл путеводитель по Сингапуру, выпущенный в 2004 году, - сегодня это совершенно другая страна. Более трех четвертей объектов было возведено за неполные девять лет. В чем же суть ускорения подобных процессов развития? В первую очередь, это люди и образование. И знаки этих приоритетов просматриваются во всех восточных странах. Важно отметить, что, прежде всего, это касается титульного населения.

     – Каково же сегодня, по Вашему мнению, направление развития российской экономики: европейское или азиатское?

     - Очевидно, что основной вектор развития сегодня смещается в азиатские страны. Причем это развитие не носит чисто производственный характер. Китай сегодня уже откровенно снижает темпы, отказываясь от фабричного производства. Создаются наукограды, инновационные центры, т.е. они ставят себе стратегическую задачу развития наукоемкости. Сингапур сразу взял себе эту позицию на вооружение. С точки зрения политики и экономики это понятно, поскольку добавленная стоимость сегодня формируется за счет знания и креативности. В Сингапуре это особенно заметно. Качество жизни там выше, товары и услуги дороже, но и доходы населения высокие. А это значит, что и налоговая система, построенная на высоких доходах, позволяет формировать более высокие социальные бюджеты. Если платится низкая зарплата, и государство вынуждено держать целый ряд цен на дотациях, то нет достаточного притока налоговой составляющей. Рабочие места становятся малопривлекательными для местного населения, и это способствует потокам миграции более низкого уровня образовательного и культурного, что мы и наблюдаем в России.
    Одна из нобелевских премий в экономике была связана с подобной проблемой: почему при наличии безработицы и вакантных мест и то и другое сохраняется. Важно ответить на вопрос: каким образом обеспечить занятость населения при изменении технологических условий производства? Если вытесняется живой труд за счет автоматизации и энергосбережения, то какие-то места должны создаваться для высвобожденных людей. К тому же, должны быть соответственно подготовлены специалисты для высококачественных мест, связанных с новыми технологиями. В Японии я это отчетливо увидел. Это, может быть, не подчеркивалось, но там есть весь спектр как очень высокотехнологичных мест со всеми 3D-проектированием и высокотехнологическим производством, так и сохранение кустарных ремесел. Есть рабочие места для людей, у которых существует предел эффективности, т.е. способность к обучению имеет свой предел. Если власть решает проблемы социального благополучия, то надо не просто вытеснять рабочую силу, но и подумать, как быстро повысить квалификацию этих людей для растущего технологического уровня и при этом создавать рабочие места, приемлемые для меньшего статуса и образования. Первое, что я увидел в странах Азии - работают все, попрошаек, в принципе, нет. В этих странах, безусловно, существуют некоторые культурные различия с нами, но все работают тем или иным образом.

     – Возможно ли такое «сингапурское чудо» в нашей стране?

     - Когда мы говорим о существовании многих негативных явлений, надо найти причину, а почему так случилось. Ведь Сингапур был английской факторией. Как пел когда-то Александр Вертинский «В бананово-лимонном Сингапуре» – это был вертеп, рассадник наркотиков и разврата. Поэтому чудо в том, что из третьего мира страна шагнула в первый. Из слаборазвитого захолустья менее чем за пятьдесят лет страна поразительно изменилась. Произошли ли у нас в России такие изменения за последние пятьдесят лет? Когда Ли Куан Ю спрашивали, каким образом была искоренена коррупция, он отвечал: «Трех своих друзей посадил, остальные все сами поняли». Коррупция там жесточайшим образом наказывается без каких-либо исключений.
    Возможно ли такое в России? У нас культивируются клановость, жизнь по понятиям, принцип «свой-чужой». При введении каких-либо штрафов у нас, к примеру, в правилах дорожного движения или за мусор на дорогах дается право выбора: сжульничать и не попасться, либо, если уж тебя поймали, – заплатить штраф. Там наказание неотвратимо и видеонаблюдение тотальное. Тебя заранее уведомляют, что все действия просматриваются. Жвачка в Сингапуре запрещена, штраф - $2500, т.е. экономически посчитав, точно никто не осмелится нарушить данный запрет, тем более что пришлют документы с видео. Главное - там есть культура честности. Сегодня большинство скандалов у нас связаны с плагиатом и беззастенчивым списыванием. Причем это идет с детства, учеба по шпаргалкам – нормальное явление. Для общества знания – это противоестественно. Информация сегодня доступна как никогда, но нужно проявить некоторое владение этой информацией и способность к самостоятельному мышлению, к созданию текстов. В Сингапуре же, если ты замечен в плагиате, это карается публичной поркой палками, с унижением, потерей лица и отказом в праве на получение диплома.

     – Значит, все «сингапурское чудо» основано на жестком порядке?

     - Там очень прозрачные границы. С одной стороны, за несоблюдение правил следует неотвратимое наказание и даже очень строгое, порой вплоть до смертной казни и пожизненного заключения, с очень крупными разорительными штрафами. С другой стороны, если ты соблюдаешь правила и ведешь себя прилично, ты живешь в городе-саде, в отсутствии бедности и воровства и вообще какой-либо преступности.
    Можно без боязни гулять ночью по городу. Если нарушают правила экспаты, то наказание еще более суровое без права каких-либо привилегий. Такой же порядок я наблюдал когда-то в Швейцарии. Само слово «швейцар», которое у нас приобрело нарицательное значение, на самом деле означает «добровольный помощник полиции». Такой человек есть в каждом подъезде дома, и если кто-то нарушает порядок, то обязательно будет сообщение в полицию о правонарушении. Сейчас такие вопросы решаются с помощью видеокамер. Когда ты живешь в режиме такого жесткого контроля, постепенно привыкаешь жить по правилам.
    Таким образом, культура поведения и совместного проживания не является чем-то богом данным. Она формируется людьми, правилами и контролем над их исполнением. Я себе задал вопрос: а если бы у нас ввели такой порядок? Скорее всего, эти инструменты тут же превратили бы в механизм сведения счетов. На мой взгляд, введение такого порядка предполагает какую-то исходную культуру, ментальность и господствующее религиозное сознание. Дело совсем не в оцерковленности. В теории реинкарнации, к примеру, жизнь превращается в сценарий совершенствования, но без «страшного суда» и страха божьего. Южный буддизм не ставит философских задач совершенствования и просветления как достижения Будды, который, в свою очередь, является просветленным человеком. Простой народный буддизм ничего более, чем позитивность, не требует. «Живи с удовольствием» - главный принцип веселого Будды, который стал для людей богом повседневности. Ему подражают, ему молятся, уважают, несут дары, потому что это стиль жизни. Такая позитивность становится бытом, и на этой почве довольно легко строить порядок.

     – Сингапур – это государство, изначально ориентированное на рыночный путь экономики, а как развиваются другие Юго-Восточные страны, к примеру, Камбоджа?

     - После национальной трагедии в этом государстве население нужно было как-то стимулировать. Причем за время войны во Вьетнаме туда переместилось большое количество вьетнамцев, которые не являются титульной нацией. Если кампучийцев примерно 8 млн человек, то вьетнамцев почти 4 млн, т.е. одна треть некоренного, пришлого народа, по обстоятельствам принятого в свое время.
    Когда Вьетнам довольно настойчиво требовал предоставить гражданство своим соотечественникам в Кампучии, то им ответили отказом. Хотя некоторым некоренным жителям все же пошли на уступки. Кхмерам же, титульной нации, были предоставлены не ваучеры, а строго выделенные участки земли. Каждый, таким образом, оказался рантье, т.е. фактически получил капитализацию своего гражданства в виде земельного надела. Эта земля стала местом работы для вьетнамцев, на ней возделывают рис, процедура выращивания которого чрезвычайно сложна и трудоемка. Таким образом, все оказались заняты, а сами правообладатели этой земли получили доход в виде ренты. Сами они работают за небольшую плату в $100, что по местным меркам считается нормальным.
    Главное, что сегодня в Камбоджу стали усиленно привлекать инвестиции, в частности, на крокодиловые фермы, шелковые фабрики. Меня поразило трудолюбие этих людей, особенно интересной мне показалась шелковая фабрика. Гениальный современный дизайн, сотрудницы работают за небольшую плату, но с определенной медицинской страховкой и гарантированной социальной защитой. За эти условия они готовы работать хоть круглые сутки. Процесс изготовления натурального шелка очень трудоемкий, хотя и дизайн, и продажи конечного продукта гарантированы.
    Создание совместных предприятий с привлечением иностранного менеджмента и оборудования, а также обеспечение рынков сбыта, позволило Камбодже резко подняться в своем развитии. Хотя везде они вводят квоту для иностранцев, не превышающую 50%.

     – Можем ли мы перенять опыт борьбы с бедностью у стран Юго-Восточной Азии, на Ваш взгляд?

     - В Японии искоренение бедности есть главная цель государства на пять-десят лет вперед. Если Вы посмотрите дерево целей, то на вершине стоит именно эта проблема. Ни экономический рост, ни валовой продукт на душу населения, а именно искоренение бедности. Это значит – уметь создать рабочие места, мотивировать все работоспособное население к труду.
    Социальное иждивенчество, которое характерно для эпохи социализма, приводит к тому, что при наличии рабочих мест нет желания их занять. В основном, и в европейских, и азиатских странах очень важно просто иметь работу. Это будет означать, что ты защищен и в материальном, и в социальном смысле. У нас этот разрыв катастрофический.
    На селе люди просто перестали работать. Решение выдавать пособия на уровне прожиточного минимума оказалось роковым. Мы давно утратили по разным историческим причинам протестное поведение сельского населения. Когда человека ничего не побуждает к труду, он не работает. Это проблема всех стран с социальной направленностью.
    Оказалось, что уровень притязаний у многих людей настолько неразвит, что они готовы смириться с такими условиями жизни. Мне хочется в связи с этим перечитать «На дне» М.Горького, понять психологию людей, которые находят в себе устойчивость к такой ситуации и понимают комфорт с позиции смирения.
    С другой стороны, если говорить об индексе счастья, то потребительская экономика его не дает. В азиатских странах нет ограничений на деятельность. Государство снисходительно смотрит на мелкое предпринимательство. Оно не ловит, не наказывает тех, кто пытается сам заработать себе на жизнь. Такой подход избавляет власть от социальных обязательств перед такими людьми. В Китае, к примеру, совсем нет пенсий. Если мы будем знать, что в старости у нас не будет пенсии, то, безусловно, изменим свою стратегию жизни. Мы будем инвестировать средства в себя, в детей, искать какой-то способ накопления и защиты. Поэтому нет простых решений в таких вопросах.
    Человеческий капитал в консенсусе общества сегодня все более явно признается как функциональная идея и во все мире, и в России, в частности. Сохранение человеческой жизни и образование через всю жизнь, забота о здоровье ради сохранения активности трудовой и интеллектуальной - есть главные приоритеты сегодня во всем мире.

Материал подготовила Ларина И. А.


Журнал "Стратегия бизнеса" № 66, 2013 г.

Журнальный вариант статьи в формате "живого журнала", стр.6
Перепечатка и любое другое воспроизведение материалов допускается только с письменного разрешения редакции.

Комментарии:

Добавить комментарий:
Текст комментария:

Осталось символов
*Город:
*Автор:
Защита от автоматических добавлений:
(Наберите число, которое Вы видите на экране)
  153
 
Наши публикации
Прием публикаций info@740074.ru
Игорь Козырев 10 общецивили- зационных концепций в Украине
Эта статья рассчитана к публикации в России и Украине. И поэтому изначально задумывалась в 2-х вариантах – с различием во Введении: поменьше «светить» российской проблематикой самоопределения в варианте статьи для Украины. Но потом подумал, что это будет неверно – зачем друг от друга шарахаться и играть в псевдо-политкорректность? Политики делают одно и свое, мы, люди – свое и независимо от политиков, сегодня одних, завтра других. Пока нас окончательно не разлучили, мы должны общаться вопреки всему и не разделять свои общечеловеческие поиски новой жизни. Существующая не устраивает никого.
к.э.н. Козырев И.А. (г. Москва), август 2015г.
КОГДА ОТМЕНЯТ САНКЦИИ В РОССИИ
Это видео может заменить километры текстов про санкции и десятки часов видеопередач. Коротко, наглядно и понятно любому. Если хочешь объяснить человеку и образовать его, а не унизить и не превратить в идиота, вот так и нужно делать. Настоятельно рекомендуем посмотреть.
Игорь Козырев О РАЗЛИЧЕНИИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
Сейчас остро стоит и обсуждается кризис – экономики, государственности, глобализма, систем управления, власти и т.д. Цена вопроса – переход в постиндустриальное общество и лидерство в нем: кто сможет предложить новые модели всему этому, тот и будет заказывать музыку. И первым условием выхода, следовательно, и обсуждения кризиса, как учат китайцы, является исправление имен. И, я бы еще добавил, и различение их между собой - не смешение, не подмена одними именами других. Именно этой попытке будет посвящен настоящий текст – провести различие между терминами «управление» и «власть».
к.э.н. Козырев И.А. (г. Москва), декабрь 2014г.
Козлов Василий ДорофеевичЯБЛОКО РАЗДОРА И УМНАЯ СТРАТЕГИЯ Трудно охарактеризовать сегодняшнее положение вещей на мировой арене, кроме как известной фразой «Мир сошел с ума». Не касаясь политической части этого процесса, попробуем разобраться в экономической сущности происходящего. В этом нам поможет эксперт, доктор экономических наук, ректор бизнес-школы Green City Козлов Василий Дорофеевич.
Козлов Василий ДорофеевичОБРАТИМ ВЗГЛЯДЫ НА ВОСТОК
Страны Юго-Восточной Азии сегодня переживают стадию резкого экономического подъема, даже такие, которые в недавнем прошлом считались отсталыми и неперспективными. В чем причины такого «экономического чуда» и возможны ли аналогии с российской действительностью, несмотря на культурные различия? Об этом интервью с доктором экономических наук, профессором Козловым В.Д.
Все материалы Дискуссионого клуба
  Все тематические статьи...
Полезная площадь
603001 г.Нижний Новгород, ул. Ильнская 119ю. ООО Бизнес-Информ | Письмо| О проекте | Наш адрес |
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100